Путешествие из Петербурга в Псков

Спасо-Казанский женский монастырь

В конце XIX века в г. Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские - древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря. По свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки . Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь было собрано много ценных икон.

Спасо-Казанский женский монастырьБрат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год, 17 августа 1897 состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 - состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось - во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку .

Спасо-Казанский женский монастырь13 октября 2003, по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) - благочинный г. Остров и настоятель Троицкого собора.

В феврале 2004 Владыка Евсевий благословил монахиню Маркелле (Павловой) собирать сестер в возрождаемые монастырь.

Из книги протоиерея Н.А. Панова "Летопись г. Острова и его уезда"

…4 декабря, Священник Церкви Спаса Нерукотворного Образа, села Екатерининского, Островского уезда, Павел Симанский, заявил Епархиальному Начальству, что, желая обеспечить на вечные времена благосостояние храма во имя Спаса Нерукотворного Образа, находящегося в означенном селе Екатерининском, он жертвует часть своих владений из принадлежащего ему села Екатерининского под устройство при сказанном храме женской Общины, с таким количеством сестер, какое Община в состоянии будет содержать. В уступаемой Священником Симанским части владений его находятся:
1) много жилых построек, которые очень удобно могут быть приспособлены к устройству в них келий для сестер;
2) довольно обширный фруктовый сад, в настоящее время, хотя несколько и запущенный, но который может приносить более или менее хороший доход, смотря по приложенным к нему труду и заботам со стороны самих сестер и
3) небольшое количество земли, в количестве 2 дес. 1200 кв. саж. Храм, имеющий поступить во владение Общины, снабжен церковной утварью, ризницей, иконами и проч. в достаточном количестве. Ко всему этому Священник Симанский гарантирует капитал в 15000 руб., проценты с которого, вместе с прочими доходами от сада и огорода, будут совершенно достаточны для содержания сестер Общины на первое время в небольшом количестве. Впоследствии же, по утверждении этой Общины Св. Синодом, Священник Симанский имеет в виду увеличить капитал до 25000 руб., а может быть и более; тогда сообразно увеличения материального благосостояния Общины, можно будет увеличить и число сестер, а вместе с тем, соображаясь со средствами, устроить при Общине церковноприходскую школу, богадельню, гомеопатическую лечебницу и проч., а самую Общину он, Симанский, желает именовать Казанскою (Указ Псков. Дух. Консист., от 1 февраля 1896 г. за № 698)(...)

(...) Получен Указ из Псковской Духовной Консистории от 3 декабря за № 6087, следующего содержания: Псковская Духовная Консистория слушали указ из Св. Правительствующего Синода, от 31 октября за № 8991, последовавший, а Его Высокопреосвященством ноября 7 полученный, о дозволении чиновнику Симанскому в селе близ г.Острова построить каменную церковь с приписанием ее, в качестве кладбищенской, к градоостровской Покровской церкви, на изъясненном в мнении Псковского Епархиального Начальства условии с тем, чтобы был истребован от г. Симанского надлежащий акт о непременном исполнении впредь обязательства своего, относительно постоянного и своевременного производства причту Покровской церкви назначаемой за отправление в созидаемой им церкви богослужений платы, - предложив между тем ему г. Симанскому, для совершенного обеспечения причта, равно и содержание на будущее время самой церкви в должном порядке, внести в сохранную казну на вечное обращение такой капитал, которого бы годовые проценты составляли нужную на все то сумму, и чрез то обеспечить и самое намерение г. Симанского. На сем указе резолюция Его Преосвященства, Преосвященного Наоанаила, Архиепископа Псковского и Лифляндского (Павловский с 1834-1849 г.), последовала: "Консистория имеет исполнить по сему. Если же г. Симанский не согласится на взнос суммы; то надобно чтоб предложения его в просьбе изъясненные утверждены были законным актом, и чтоб после сего представлен был план на церковь. По справке оказалось, что г. Симанский в прошении своем, Св. Синоду поданном, прописал, что он имеет постоянное жительство с семейством близ г.Острова, при котором дворовых людей и крестьян в деревнях состоит за ним около 100 душ, и по смежности сего его деревень с городом он состоит с ними в приходе градских церквей; но как река Великая отделяет его от города во время весеннего разлива, то он лишается ежегодно возможности в торжественные праздничные дни, особенно же во дни Св.Пасхи быть со своим семейством и людьми при Божественной службе; притом слабость его здоровья и болезненные припадки почасту не позволяют ему при ненастной погоде переправляться для сего в город на пароме, каковой перевоз до наведения чрез реку моста продолжается более двух месяцев. В расстоянии же 30 саженей от его дома, в селе, на принадлежащей ему земле, находится часовня с бывшим кладбищем, на котором покоятся прахи его предков, по сему благоговея к памяти усопших и для отстранения изложенных выше неудобств, он усердно желает по чувствам христианина соорудить на том месте каменную церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя, в которой могла бы совершаться служба. Как для поминовения усопших, так и для него с семейством и для его людей; при сей церкви он желает, с разрешения, построить небольшую богадельню для призрения восьми человек увечных мужского пола, и если христианское предложение его принято будет в уважение, то он желает, чтобы оная не составляла собою особого прихода, а приписана была по усмотрению Епархиального начальства к одной из городских приходских церквей и тому священнику, который будет совершать по временам службу в означенной церкви, он назначает от себя ежегодной платы по двести рублей, что обязаны будут исполнять по смерти его и преемники его, которым достанется во владение его село. По сему прошению Указом Св. Синода 31 августа предписано было: Его Высокопреосвященству войти в надлежащее рассмотрение предложений просителя и соображения свои представить Св.Синоду. Мнением Консистории Его Высокопреосвященством одобренным заключено было: как г. Симанский, если дозволено ему будет устроить в селе его на месте существующей ныне часовни каменную церковь в виде кладбищенской, обязывается производить тому священнику, который будет исправлять священнослужение, каждогодно по 200 рублей и выстроить при сей церкви на восемь человек богадельню, каковое обязательство простирает по смерти своей и на будущих своих наследников, то дозволить ему устроить предполагаемую им церковь на прописанном условии, приписав оную к приходской г. Острова Покровской церкви с тем, чтобы деньги двести рублей выдаваемы были не одному священнику, а всему причту, который будет совершать богослужение в оной церкви, и чтобы предварительно г. Симанский представил Епархиальному Начальству законный акт на делаемое им обязательство, и если на сие предположение последует разрешение Св. Синода, то объявить ему чрез Островское Духовное Правление, чтобы представил в Консисторию план и фасад на предполагаемую к постройке церковь для представления оных Св. Синоду. 1839 г. начата постройка Динабургского шоссе от г.Острова, а окончена в 1840 г.

- Указом Псковской духовной Консистории, от 30 июня за № 4054, предписано Островскому Духовному Правлению по прилагаемым при сем плану и фасаду дозволить устроение храма, - акт же препроводить при указе в Островскую Покровскую церковь, с предписанием, чтобы оный был записан в церковную опись. - В 1845 г. храм был построен. Говорят, что в числе лиц, несочувствовавших постройке храма, находился один из местных купцов Антипов, староста Покровской церкви. В один прекрасный день у Антипова на правом берегу реки Великой загорелись постройки. Пламя перекинуло на другую сторону реки, где находилась постройка итого же владельца. Никто, кроме последнего не пострадал. Спустя некоторое время в кружке, выставленной у часовне и предназначенной для сбора пожертвований на строившуюся церковь, было найдено порядочное количество золотых монет. Предполагают, что это был дар Антипова, увидевшего в постигшем его несчастии перст Божий. - Крепостные люди помещика, привлеченные к постройке храма, невольно запоздали с посевом помещичьих полей. Приходилось сеять в октябре месяце когда уже начались заморозки. На насмешки прохожих староста имения отвечал, что не посеяв - не пожнешь, а быть может что-нибудь и взойдет. Конечно, осенью никакого всхода не было, но за то весной урожай был невиданным. На следующий год некоторые, видевшие такой поздний посев и его результаты, последовали примеру и к их удивлению на этот раз уже ничего не взошло. - Церковная утварь, ныне похищенная, была взята из упраздненной церкви, находившейся в Лужском имении отца храмосоздателя, вице-адмирала Александра Лукича Симанского, начальствовавшего в конце 18 и в начале 19 веков учебною флотилиею в Финском заливе. Рисунки и планы этой Лужской церкви сохранились до сих пор и находятся у правнука А.Л.Симанского генерал майора Пантелеймона Николаевича Симанского. - В храме находятся замечательные иконы:
1) на царских вратах - Благовещение Пр. Богородицы, писанная на цинке длиною 6 вер., а шириною 5 верш., работы одного из итальянских художников. Художник, писавший остальные иконы в этом же храме предлагал исполнить все живописные работы за уступку ему одной этой иконы. Художественная ее ценность была кроме того определена хранителем Эрмитажа г. Лукашевичем.
2) Икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, длиною 13 верш., шириною 8 верш., находившаяся до построения храма в особой часовне у церкви и при разрушении сей часовни наводнением в 1851 году, унесенная ко Пскову и затем обретенная прибрежными жителями, одному из коих о нахождении иконы в воде было особое видение во сне. Серебряную ризу на эту икону пожертвовала проживавшая в селе Мария Александровна (супруга инженера Грекова, одного из строителей Северо-Западной железной дороги) по словам которой молитва пред этой иконой много облегчала ей жизненные горести и невзгоды.
3) Икона св. мучеников Флора и Лавра, писанная на холсте, длиною 13 верш., шириною 7 верш. испытавшая ту же участь и при наводнении наполовину расколовшаяся, затем впоследствии вполне удачно исправленная. Подробности об иконе св. мучеников Флора и Лавра и о соединенном с этою иконою воспоминании о чудесном исцелении дочери В.А.Симанского - О.В.Симанской помещены в воспоминаниях брата последней Павла В. Симанского, хранящихся в семье его дочери княгини Е.П.Ухтомской.
4) Икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, писанная на доске, длина ея 9 вер., ширина 7 вер., отличается прекрасною живописью.
5) Древняя икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, длиною 7 вер., а шириною 5 верш. На ней серебропозлащенная риза, устроенная в 1781 году.
6) Небольшой кипарисовый крестик, коего стороны обложены серебром, с надписью: "Св. мощи преподобного Марка гробокопателя"
7) Образ Покрова Пр. Богородицы, писан на доске; на нем находится надпись: "приобретен образ сей Покрова Богородицы крестьянином деревни Бетина Александром Васильевым Соловьевым 1870 года августа месяца, в память многих чудесных событий от Бога дарованных ходатайством Заступницы нашей. Куплен оный образ в С.-Петербурге г. Николаем Владимировичем Симанским за 3 руб. 50 коп. без киота. Киот сделан во время обновления храма Нерукотворного образа Господня в том 1870 году".


 

Rambler's Top100 Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области

2005-2014 © Александр Павлов


Самое интересное: Все об отдыхе в Пушкинских Горах (Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское"): места питания и отдыха, история, карты проездов, организация экскурсий | Топографические карты Псковской земли | Литература о Псковской земле и Древней Руси (электронные копии букинистических изданий) | Новости Пскова |