В. Охотникова. Псковские летописи как литературно-исторические памятники // Псковская губерния. №38(58)
Псковские летописи - одно из самых монументальных творений псковских книжников, это богатейший источник по истории Пскова, но одновременно по истории Литвы, Ливонского ордена, Новгорода и других княжеств и городов Древней Руси. Многие исторические события общерусского значения изложены в псковских летописях с иных позиций, с иными оценками, деталями и подробностями, не известными по другим летописям и источникам. Все это делает псковские летописи ценным историческим памятником, к которому постоянно обращаются не только историки, но и литературоведы, лингвисты, искусствоведы. Летописное дело зарождается в Пскове в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер, что вызвано ростом духовного самосознания и связано с экономическим подъемом и развитием города, борьбой за политическую независимость от Новгорода - право приглашать собственного князя, самостоятельно решать военные, экономические и политические вопросы. Центром летописания в Пскове на протяжении XIV в. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности, посадники. Псковская летопись ХШ-Х1У вв. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в летописных текстах ХШ-Х1У вв. занимают рассказы о сражениях с Ливонским орденом и Литвой, описания "розратий" с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, эпидемиях ("морах"), небесных знамениях и т.д. Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Летописный текст за ХШ-Х1У вв. полнее сохранился в Псковской Первой летописи и Псковской Третьей летописи. Основу летописного текста этого времени составляют краткие погодные записи, точные, конкретные. Например, такие: На фоне этих кратких записей выделяются описания боевых сражений с ливонскими рыцарями ("безбожной латиной") и Литвой, на этом сосредоточено основное внимание летописца в XIV в. Описания сражений в псковских летописях лишены литературной изысканности воинских повествований Галицкой летописи, ценность псковских летописных текстов состоит в точности зарисовок военных походов, сражений, осад, набегов и т.д. Летописец имел, по-видимому, современные боевым действиям записи, поэтому он так точен в указании места, времени сражений, перечислении имен участников. В этих описаниях множество живых деталей, отражающих непосредственность впечатлений. В летописном художественном тексте нарушается принцип повествования "как должно", непосредственность впечатлений разрушает литературный этикет. Псковский летописец знает и использует формулы, выражения, в которых подобало рассказывать о воинских походах, сражениях, но он находит и свои образы, которые помогают представить происходящее зримо и живо. Как и положено, псковичи совершают перед боем молитву, обращаются друг к другу с призывом: "Братьа мужи псковичи, не посоромим отець своих и дедов! Кто стар, то отець, а кто млад, то брат! Се же, братьа, предлежит нам живот и смерть, потягнем за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечество". Моление и обращение с боевым призывом - это этикетные ситуации, и далее в традиционных выражениях автор начинает описание сражения и его результатов; "И бысть бо сеча велика плесковичам с немцы... Овех побита, а инии прочь по-бегоша посрамлени. И сташа плесковичи на костех..." "Стояние на костех" (образное выражение, означающее торжество победы и "обряжение" поля битвы, погребение убитых) - тоже общее место, этикетная ситуация, так обычно завершаются описания сражений в воинских повестях. В псковской летописи эта этикетная ситуация завершается лаконичной зарисовкой, позволяющей легко представить происходящее: "А инии псковичи безсонием издурели, и старыа и молодые, и тако блудячи по лесу много их погибло, а иные после рати вышли". (ПЗЛ, С. 98). Приведем еще один пример конкретной детали, включенной в этикетное описание битвы. В 1369 г. псковичи ходили в немецкую землю и взяли один из немецких городов, "и пожгоша, а много полона взяша, а немец ових избиша, а инии, в погребех запечатавшеся, подхоша зноем, аки с вини а погореша, а псковичи приехаша с множеством полона". (ПЗЛ, С. 105). Основной пласт летописного текста за ХП1-Х1У вв. составляют погодные записи, которым свойственна простота изложения, краткость, точность и конкретность. В псковских летописях этого времени нет фольклорных преданий и легенд, почти нет и самостоятельных литературных произведений, включенных в состав летописи, можно назвать лишь несколько завершенных в художественном отношении рассказов - описание моровой язвы в 1352 г. и сражений с ливонцами в 1341-1343, 1348 гг. Тесно связана с псковским летописанием и Повесть о Довмонте, она начинает псковскую летопись, являясь своеобразным вступлением к изложению истории Пскова. Псковская Первая летопись имеет несколько редакций XV-XVII вв. Самая ранняя - свод 1469 г. Он открывается повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, в котором сжато излагаются события мировой истории от сотворения мира до начала Русской земли, потом кратко повествуется о первых русских князьях, крещении Ольги, Владимира и Руси, после чего начинается более подробное описание событий псковской и русской истории. Заканчивается свод рассказом о событиях 1464-1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Псковская Третья летопись представляет собою свод 1567 г., продолженный затем до середины 17 в. Псковская Третья летопись восходит к общему с Псковской Первой летописью протографу (то есть они имеют общий источник и тексты их совпадают в целом ряде известий и рассказов), но передает его текст в сокращенном виде. Расходятся летописи и в оценке многих событий. Свод 1567 г. резко враждебен власти великого князя московского, здесь опускаются известия о наместниках великого князя, умалчивается о тех событиях, которые свидетельствовали бы о подчиненности Пскова Москве (статьи 1490, 1500, 1501, 1511, 1517 гг. и др.). Описывая события 1510 г., составитель свода 1567 г. обвиняет великого князя в том, что он "старину порушил, забыв отца его и дедов его слова и жалованья до пскович и кресного целованиа". Описав и жестко оценив нововведения московского князя (отчины отнял, 300 псковских семей выселил, "выпроводил" из Старого Застенья, центральной части города, псковичей и поселил здесь приехавших из Москвы и т.д.), летописец иронизирует над благостными словами Василия III: "А все писал Пскову мяхко: "Аз деи, князь великий Василей Иванович, вас, отчину свою, хочю жаловать по старине, а хочю побывать у святой Троици, управы вам хочю учинити". Установление нового порядка рассматривается в Псковской Третьей летописи как начало антихристова царства. Используя цитату из Апокалипсиса, летописец предрекает: "пять бо царей минуло, а шестый есть, но не у бе пришел; шестое бо царство именует в Руси Скивскаго острова, си бо именует шестый, и седьмы по том еще, а осмый антихрист". Итак, нынешнее царство на Руси - шестое, начало восьмого царства, царства Антихриста, Василий III - предтеча Антихриста. Описывая настоящее, летописец смотрит в будущее с горечью, афористически предрекая: "Сему убо царству рашширятися и злодейству умножитися". Обобщая все, что произошло в Псковской земле, летописец горько замечает: "Прииде на ны зима". Осуждает летописец Василия III и за то, что он заставил постричься в монахини свою жену Соломонию и женился на Елене, будущей матери Ивана IV Грозного (статья 1523 г.). Негативно отношение автора Псковской Третьей летописи и к царю Ивану Грозному. В связи с женитьбой Ивана IV и венчанием его на царство летописец в статье 1547 г. вновь вспоминает Апокалипсис и говорит о приближении царства Антихриста. Предполагают, что свод 1567 г. создавался в Псково-Печерском монастыре и был составлен если не самим игуменом Корнилием (время игуменства 1529-1570 г.), то под его непосредственным руководством. Особое место в псковском летописании занимает Псковская Вторая летопись - свод 1486 г., она дошла до нас в единственном списке конца XV в. (Государственный исторический музей, собрание Синодальное, № 154), это самый древний список псковской летописи. На всем протяжении летописи составитель свода 1486 г. сокращал текст общего для всех трех псковских летописей протографа, причем в сокращениях прослеживаются определенные тенденции: исключаются упоминания о псковском вече, усиливаются резкие оценки политики Новгорода по отношению к Пскову. Зато очень подробно составитель Псковской Второй летописи описывает волнения 1483-1486 гг. в Пскове. Они были вызваны недовольством городских низов, веча псковскими посадниками, которые обвинялись вместе с наместником великого князя в притеснении смердов. Псковская Вторая летопись, рассказывая о перипетиях "брани о смердах" (так летописец определяет эти события), с большим уважением и благожелательностью относится к посадникам, к великому князю московскому и его наместнику в Пскове, что позволяет говорить о том, что политические тенденции свода 1486 г. были явно промосковскими. Ученые предполагают, что инициатива составления летописи принадлежала Степану Максимовичу Дойниковичу, псковскому посаднику (1476-1484, 1486-1499 гг.), летопись должна была служить оправданием действий группы посадников в событиях 1483-1486 гг. Повествование в псковских летописях в 15-16 вв. приобретает все более литературный характер. Летописцы 13-14 в. были по преимуществу историками, то есть они ценили документальность своих записей, для них самое важное заключалось в исторической точности. События в летописях этого времени, главным образом, фиксировались, но не описывались, за редким исключением, обстоятельно. В XV и XVI вв. повествование становится более пространным, события толкуются, оцениваются (иногда очень эмоционально), в них обнажается назидательный смысл, они сравниваются с другими событиями библейской, мировой и русской истории. Меняется и стиль повествования, он становится все более сложным в литературном отношении, появляются разнообразные приемы описания событий, летописцы начинает ориентироваться на определенные литературные образцы. Тексты в псковских летописях 15-16 вв. осложнены цитатами и параллелями из Священного Писания, Пчелы, произведений отцов церкви, древнерусских литературных произведений ("Задонщина", "Девгениево деяние", "Поучение" Серапиона, "Моление Даниила Заточника", "Житие Александра Невского" и др.). Уже упоминалось о том, что в Псковской Третьей летописи осуждается решение великого князя Василия Ивановича о пострижении жены Соломонии и о же-нитьбе на Елене Глинской. В Псковской Первой летописи решение постричь Соломонию оправдывается и достигается это художественными средствами. Летописец рассказывает, как во время объезда своих владений (отметим стремление автора передать пышность и красоту царского поезда) царь наблюдает жизнь природы, в которой все напоминает о "плодовитости", о продолжении рода: "и возревше на небо и видев гнездо птиче на древе, и сотвори плач и рыдание велико, в себе глаголюще: "Люте мне, кому уподоблюся аз. Не уподобихся ни ко птицам небесным, яко птицы небесный шзодовити суть, ни зверем земным, яко звери земнии плодовити суть. Не уподобихся аз никому же - ни водам, якоже воды сиа плодовити суть, волны бо их утешающа и рыбы их глумящеся (т.е. веселят, забавляют). И несмотря на землю и глаголя: "Господи, не уподобихся аз ни земли сей, яко и земля приносит плоды своя на всяко время и тя благословят, Господи". И приеха князь великий тоя осени из объезда к Москве, и начаша думати со своими бояры и своей великой княгине Соломонеи, что неплодна бысть". (П1Л, с. 103). Летописец явно не мог знать, что думал и чувствовал Василий Иванович, он "сочиняет" его размышления, которые подкупают искренностью чувства и метафоричностью формы и делают по-человечески понятным решение князя постричь в монахини свою не имеющую детей жену. "Занеже и сам, сынове, от вас слышю, что сиа вещь велика силно и христианству развратно, а Божиим церквам мятно, а иноверным радосто, христиан видяще в таковей живуще слабости" (ПЗЛ, с. 167). Нередко используются или обыгрываются в псковских летописях пословицы и поговорки: "не ведуще глава, что язык глаголет" (П1Л, статья 1510г., с.96); Большой интерес как с исторической, так и с литературной точки зрения представляют псковские летописные тексты XVII в., еще недостаточно изученные. Среди летописных текстов XVII в. выделяются псковские повести о Смутном времени, в которых авторы-псковичи по-своему оценивают то, что произошло в период Смуты как в Пскове, так и в других русских землях. Псковские повести о Смутном времени отличаются живой и непосредственной реакцией на события начала XVII в., самостоятельностью и независимостью суждений о Лжедимитрии и Марине Мнишек, Михаиле Скопине-Шуйском и Иване Заруцком, а также псковских деятелях Смуты, например, о псковском "ложном царе и воре" Матюшке. Псковские летописи 13-17 вв., содержащие богатый и оригинальный материал по истории Пскова, Новгорода, Москвы, Твери и других земель, помогают шире взглянуть на события русской истории, открывают неизвестные ее страницы. Псковские летописные тексты расширяют наши знания о том, как развивались в древнем Пскове представления об эстетических и духовных ценностях, что изменялось в художественных принципах изображения исторических событий. |
2005-2014 © Александр Павлов