Путешествие из Петербурга в Псков

А. А. Александров. Легенды о княгине Ольге в Псковской земле // Псковская губерния №44(64)

1100-летие первого упоминания в летописи. Согласно преданиям, город на месте псковского Крома был основан княгиней Ольгой, с именем которой связаны многочисленные предания и легенды. Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что "сводная летопись" упоминает возраст княгини Ольги в 903 году: "В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], и [ и 6е мудра, и смыслена и красна ]; [ от нея же родися сын Святослав]. Таким образом, летописное предание определяет возраст Ольги в 903 году в 10 лет.
Могло такое быть или не могло? Оказывается, что при заключении династических браков всё определяли родители, и затем малолетняя невеста подрастала уже при дворе своего будущего мужа. Так было на Руси, так было и в Византии. Поэтому, как видим, возраст в 10 лет - возраст для X века реальный. Понятно, что не в 10 дет великая княгиня киевская Ольга основала город Псков. Археологическими раскопками установлено, что поселение на стрелке кремлёвского мыса при слиянии Псковы и Великой существовало и раньше, начиная с 60-х годов IX века. Очевидно, оно было укреплённым и принадлежало местному племени кривичей, являясь небольшим племенным центром. Едва ли этот маленький городок был известен тогда в стольном Киеве. А вот Изборск, который был тогда значительным центром, знали наверняка. Так что Иоакимовская летопись о том же событии сообщает : "Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска". Давно обратили внимание на то, что едва ли летописное "от" можно понимать как "из", то есть, "от Пльскова" как "из Пскова". Скорее, как "из окрестностей Пскова", или, согласно Иоакимовской летописи, "из окрестностей Изборска" - в зависимости от того, откуда откладывать расстояние. Как известно, ранние русские летописи составлялись с начала XII века, когда город Псков был уже хорошо известен и привязка исторической родины княгини Ольги шла по отношению к Пскову.

"Книга Степенная царского родословия" - источник XVI века, но своими сведениями восходящий к более раннему периоду, сообщает, что родом княгиня Ольга - из "веси", то есть деревни, Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова. Деревня эта ныне не существует, осталось только селище – археологический культурный слой на месте деревни X века и последующего древнерусского времени. Здесь же находится каменный храм во имя пророка Ильи XV века. По местному преданию, он был поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгиней Ольгой. По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленные здесь княгиней. И ещё рассказывали, будто эта деревянная церковь тремя годами старше самого Пскова. В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые преданиями так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Впервые эти предания стал записывать известный псковский историк Николай Казимирович Богушевский. Однако существовали эти предания здесь много раньше - судя по всему, со времени пребывания здесь самой княгини Ольги. Топоним Ольгина Гора в районе Выбут упоминается в 1394 году - в связи с военным столкновением псковичей и новгородцев. В XVI веке одно из этих преданий было включено в Степенную книгу. Оно рассказывает, что князь Игорь, будучи на охоте в тамошних местах, увидел на противоположном берегу реки пригодное для охоты место, но не мог переправиться. Тогда князь, как сказали бы сейчас, стал "голосовать", и в результате его взяла к себе в ладью некая девица, которая и переправила охотника на другой берег. Предание гласит, что по пути князь попытался приставать к перевозчице, получил суровую отповедь и потом просватал её к себе в жёны. Летопись сообщает, что сватом был князь Олег. Это и была будущая княгиня киевская Ольга. Другое местное псковское предание сообщает, что с Игорем было девять человек дружины и что князь подарил ей на память кольцо. Местные жители показывали даже, где происходила эта знаменитая переправа - напротив ныне существующей деревни Горки или даже напротив выбутской церкви.
По рассказам жителей ближайших деревень, рядом с церковью, немного выше кладбища, под обрывом берега реки лежал камень-валун с выбитым на нём "следом Ольги" приблизительно 36 - 37 размера - отпечаток босой ступни с изображением пальцев ноги. Сейчас этот камень не сохранился.
Существует изображение некого Ольгиного камня на литографии 1882 года с аннотацией: "Ольгин камень в Выбутах близ Пскова". На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Это и есть самый знаменитый и почитаемый из Ольгиных камней. Он располагается в 300 м к северу от деревни Бабаеве - за дачными участками близ границы выбутского карьера. Верхняя часть камня, а также стоявшая над ним кирпичная часовня утрачены. Однако нижняя часть этой каменной скалы сохранилась, и сейчас на ней установлен памятный железный кованый крест. С камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая, по преданию, сидела на этом камне и оставила на нём отпечаток ступни или ступней. Показывали даже отпечаток платья Ольги на камне. Камень исстари считался священным, но почему - уже Н.К. Богушевский "... никак не мог узнать". Рассказывали, что княгиня Ольга, собираясь в выбутскую церковь к заутрени, бросила этот камень и успела к службе. Другая легенда говорит, что княгиня несла камни в платке, собираясь "на войну с поганью", то есть с язычниками, и платок прорвался, так что камень вы -пал. Ещё одна легенда гласила, что камень был принесён Ольгой во время построения храма - в знак того, чтобы храм был поставлен на другом месте.

Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учреждённый в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест. Такие скалы, пробивающиеся через дёрн, составляют зато непременную деталь пейзажа в Швеции и в Норвегии. Известно, что по дошедшим до нас преданиям, отец и мать княгини Ольги были "от рода варяжского", то есть скандинавы, поселившиеся в здешних местах. Вероятно, выходцы из северных земель испытывали на Руси острую ностальгию по родным для них каменистым ландшафтам их родины и наверняка обратили внимание на столь родную для них - и единственную в округе - скалу.

Между прочим, ближайшая скандинавская вещь - игла от застёжки для плаща - найдена всего в 1,5 км от этого места - на другой стороне реки у деревни Ерошиха в слое первой половины X века - то есть, как раз времени княгини Ольги.
На западной окраине д. Бабаево, по рассказам местных жителей, лежал ещё один Ольгин Камень, который затем был смещён в сторону карьера. Возможно, это тот самый камень-валун со следом, который лежит в группе сдвинутых откуда-то камней слева от тропинки при подходе к большому Ольгиному Камню. Рядом с остатками большого Ольгиного Камня местные жители показывают ещё один камень, на котором как будто тоже сидела княгиня Ольга.
Камни с отпечатками следа - не редкость в Псковской земле. Известно около 100 пунктов, где они есть или когда-то были. А в землях Латвии и Литвы их значительно больше. Есть они и на севере Беларуси. В сопредельных же землях их много меньше. Культ поклонения языческим камням - по происхождению балтийский и очень древний. Вся территория Псковской области входит в зону распространения топонимики балтийского типа. Это значит, что здесь когда-то жили племенные группировки, близкие по языку современным латышам и литовцам. Археологические данные уточняют когда - в V - IX веках. Именно в это время в курганах встречаются вещи балтийских типов. Потом часть этих камней перешла "в ведение" славян, а какие-то из них были освящены сооружением христианских часовен и связывались с культом местных святых, которые действительно боролись с язычеством в тех местах. Такова, очевидно, и судьба "ольгиных" камней-следовиков.

. Продолжим наше путешествие по ольгинским местам. В четырёх километрах выше Выбут, на том же левом берегу Великой, некогда существовало сельцо Покровское. Кстати, именно там останавливался Н.К. Богушевский. По преданию, это село составляло частную собственность, "отчину" святой Ольги. Рассказывали, что там стоял ею же основанный монастырь, впоследствии разрушенный.
Но самое большое количество преданий связывалось с д. Волженец или Ольженец на правом берегу Великой. Именно здесь между Волженцем и деревней Кузнецове на левом берегу и поныне существует брод через реку, называемый литовским. На территории Волженца сохранился фундамент некой прямоугольной постройки, называемой Ольгин Дворец или Ольгина Церковь. Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. И на этом берегу, под крутым речным обрывом и поныне вытекает из скалы Ольгин Ключ, вода которого, по поверьям, помогает при глазных болезнях. Согласно преданиям, Ольга, "будучи ещё крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нём каждое утро "своё светлое личико". С той поры источник приобрёл дивное свойство : исцелять верующих, умывших в нём лицо и глаза". До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников из разных мест России. По традиции, при лечении в воду источника бросали медные или серебряные монеты. Обычай очень древний, идущий ещё с языческих времён. Здесь же в районе Волженца показывали также места Ольгиных Садов и Ольгиных Погребов, но где точно - предание не сохранило. Сама деревня тоже, по преданию, носила название Ольгино.
С именем Ольги связывалась также деревня Горка - старое название Паничьи Горки. И ещё одно предание гласило, что Ольга - родом из деревни Ерусалимская, также на левом берегу Великой.
Ниже Выбут в реке - остров, носящий в разное время название Богдановский или Шацкой. Немного выше него по течению в реке показывали большой камень - тоже Ольгин Камень - на котором, по легенде, будущая княгиня отдыхала после купания. Слева от острова протока реки называлась Ольгины Слуды (слуды по-псковски - подводные камни), а справа от острова - Ольгины Ворота или Ольгин Рукав.

Наконец, на левом берегу с именем Ольги связывалась деревня Пристань, где, как будто, Ольга воспитывалась у богатой тётки.
Если прибавить к этому упоминание в районе Выбут место Ольгиной Горы, то описание выбутских достопамятностей, связываемых преданиями с княгиней Ольгой, можно считать более или менее полным.
Один из дореволюционных краеведов отметил также "местные праздники : 11 июля, 9 декабря, 5 мая. В честь Ольги празднует лишь одно селение". Какое - он не отметил. На самом деле праздновали три деревни : Горки, Высоцкое и Бабаеве. Почему так, а не иначе - непонятно. Традиция.
В 8 км к северо-востоку от д. Ерусалимская, на берегу реки Черёхи находится деревня Будник. Здесь, по местному преданию, также жила княгиня Ольга и здесь же родился князь Владимир - тот самый Владимир Красное Солнышко, сын князя Святослава и внук Ольги, креститель Руси. В Никоновской летописи есть короткое упоминание : "... и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо во гневе отслала Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи дале его святей Богородици". Есть серьёзные основания полагать, что летописная "весь Будутина" и современный Будник - это один и тот же пункт. На берегу Черёхи даже сохранился поныне камень, связываемый легендой с местом рождения князя Владимира. Верхняя часть камня повреждена, но местные жители рассказывали, что на камне был след, то есть, камень, несомненно, древний. Недалеко от камня найдены фрагменты лепной и раннекруговой керамики.

Недалеко от Будника, в 4 км к юго-юго-востоку, на берегу речки Дубины известна деревня Плаксино, которая, по рассказам стариков, также была связана с именем княгини Ольги. На противоположном берегу речки известна сопка - высокая погребальная насыпь 9-10 вв.

От Будника же вверх по реке Черёхе шёл водный путь до д. Виделебье со старинным погостом и церковью. Легенда гласит, что первая церковь на этом месте была основана также княгиней Ольгой.
Некоторое количество ольгинской топонимики и соответствующих легенд есть и на территории самого города Пскова. Под 947 годом Иоакоимовская летопись упоминает о пребывании Ольги в здешних местах: " Ольга, оставя в Киеве сына своего, сама со многими вельможи иде к Новугороду и устрой по Мете и по Поле погосты и по Луге оброки и дани уложи. И ловища ея суть по всей земле, а сани ея стоят в Плескове и до сего дни". Вероятно, княгиня Ольга не раз бывала на своей исторической родине и в один из таких своих заездов и основала средневековый город Псков на месте кривичского племенного городка в устье Псковы. Как известно, псковский летописец утверждает, что город Псков уже был ко времни прихода Рюрика и братьев, то есть в 862 году, что хорошо согласуется с археологическими данными о славянском поселении здесь около этого же времени. Так что, наверное, прав русский историк князь М. М. Щербатов, который-писал о том, что Ольга "... обновила строением церькви во имя святыя Троицы град Псков", то есть на месте племенного "городка" основала нормальный раннегородской центр со всеми присущими ему функциями - административной, военной, торговой, ремесленной и идеологической (основание христианской церкви во имя Святой Троицы). Судя по самой ранней из найденных здесь скандинавских вещей, это произошло в диапазоне 910-930 гг. Если принять раннюю дату крещения самой княгини Ольги около 920 года при императоре Романе 1, о чём я уже писал ("Когда крестилась княгиня Ольга". "Стерх", "Исторические хроники" № 5(15), 2000 г.), то дата основания такого раннесредневекового города сужается до диапазона 920 - 930 гг. Между прочим, В.Н. Татищев в своей "Истории Российской" упоминает вскользь, что и Новгород тоже основала княгиня Ольга. Самые ранние слои Новгорода датируются 920-ми -930-ми гг. X века, и там тоже есть скандинавские вещи.
Итак, первый пункт, связываемый с именем княгини Ольги в Пскове, - это первая церковь на месте Троицкого собора. О трёх лучах, которые увидела по легенде Ольга над местом псковского Крома, сообщают и Степенная книга и надпись на памятном кресте 1623 г. и его подножии. Как известно, до пожара 1609 года в Троицком соборе хранился как реликвия Ольгин деревянный крест, который она, по преданию, установила на левом берегу Великой на том месте, откуда видела три луча и откуда произнесла пророчество о постройке церкви и города. Однако, в 1790 году Н. С. Ильинский в своей книге "Описание города Пскова и его древних пригородов ..." напечатал ещё и особое житие Ольги, где кое-что изложено подробнее, чем в двух отмеченных источниках: "... прииде Святая Ольга в отечество своё, в нём же родися, в весь Выбутскую, и поучи тамо сродныя себе люди познанию Бога. Егда же во стране той прииде к брегу реки, глаголемой Великой, от юга к северу текущей, и бысть противу того места, иде же в реку Великую иная река от востока текущая Пскова нарицаемая впадает, (бяше же тогда на месте оном лес велик и дуброви, многи) виде обон пол реки, от востока три пресветлыя лучи с небес на та места сходя-щия, и осиявающия. Не точию же сама Святая той чудный свет виде, но и вси с нею бывшия, и возрадовася блаженая вельми и благодари Бога о преславном том видении; еже предзнаменоваша ей просвещение бла-годатиею Божию тоя страны, и обратившися к своему синклиту, пророчествова, глаголя : разумно вам да будет, яко изволением Божиим на сем месте, трисиятельными лучами осияваемом, имать быти церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, и град велик и славен и во всём изобилен имать создатися. То рекши, помолися довольно к Богу, и крест тамо постави. Есть же и до ныне храм молитвенный на том месте, на нём же водрузи крест Ольга Святая. Обшедшиже многия Российския грады проповедница Христова; возвратися в Киев, и многая в нём благая о Бозе соделоваше. Воспомяну же о видении оном еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много, на создание церкви Троице Святей, и повеле людям населятися, и не в долгом времени бысть град велик Псков, от реки Псковы нарицаемой и прославляшеся в нём имя пресвятыя Троицы".

Житие совершенно определённо говорит о том, что место, откуда Ольга и бывшие с ней люди видели три луча над Кромом, находилось на левом берегу реки.
Далее сообщается, что на том месте, где стоял Ольгин Крест, вовремя составления жития стоял .Степенная книга и легенда на кресте сообщают, что Ольга остановилась "на устий", то есть напротив устья Псковы. А вот лучи она видела там, где ныне стоит Ольгинская часовня. Храм - это не часовня. Напротив устья Псковы действительно находился Ильинский монастырь и где ещё в начале XX века был виден фундамент храма. Самое интересное здесь то, что место, на котором стоял Ильинский монастырь, - это типичное мысовое городище явно домонастырского периода. Доныне хорошо читается ров, отграничивающий это место с напольной стороны. Здесь находили крестики "скандинавского типа" конца X -нач. XII вв. Здесь же был найден наконечник сулицы - метательного лёгкого копья VIII - нач. IX вв. Встречена здесь также лепная и раннекруговая керамика, что говорит о заселённости этого места в первой половине X века, то есть как раз во время достопамятной поездки княгини по здешним местам. Вероятно, именно здесь под крышей дома, а не под пологом походного шатра и останавливалась великая киевская княгиня. А затем, гуляя вдоль берега, она вполне могла видеть три луча над Кромом с той точки, где сейчас часовня. Потом эти два разных сведения как-то контаминировались, смешались и получилось кажущееся противоречие, что Ольга видела знамение с двух разных мест. Между прочим, это природное явление, когда широкие лучи солнца пробиваются в "окна" в тучах, не столь уж редко можно видеть в наших широтах. Другое дело, что они упали именно туда, куда надо и Другим пунктом, связываемым в Пскове с именем княгини Ольги, было место Власьевской церкви близ нынешней Власьевской башни. По легенде, эта церковь также была основана княгиней Ольгой.

В конце XIX века близ прежних Рыбницких ворот показывали Тиунскую палату или "дворец Ольги". Постройка эта поздняя, 1691 - 1698 гг., но топоним мог наслоиться и с какого-то объекта более раннего периода.
Место, где стоят третьи палаты Меншиковых, более известные псковичам как "Дворец Марины Мнишек", называлось Ольгина Расправа. Не известно конкретно, что топоним связывается именно с именем княгини Ольги, но именно здесь при археологических работах были найдены следы языческого могильника с погребениями по обряду сожжения X века и культовый камень. Здесь же в погребении была найдена и скандинавская пряжка с характерным орнаментом. Это значит, что в период жизни и деятельности княгини Ольги данное место города было освоено.
Известный псковский историк И. И. Василёв отыскал легенду, согласно которой княгиня Ольга останавливалась в устье реки Мирожи близ Мирожского монастыря.

Кроме того надо отметить, что под старой Ольгинской часовней бил из скалы Ольгин Ключ - родник, вода которого считалась целебной. Есть здесь ключ и поныне, но вода в них уже не та - лучше уж добраться до выбутского ключа.
В ближайших окрестностях Пскова Ольгин Камень показывали ещё в реке Пскове близ Любятовской церкви. По легенде, камень нёс изображение следа и назывался "след княгини Ольги".
Ниже по течению Великой от Пскова показывали ещё деревню Перино или Ольгин Городок и ещё ниже - деревню Житник или Ольгин Дворец -ныне д. Дворец.

А между деревнями Устье и Щиглицы на высоком берегу Великой ещё и доныне можно увидеть распаханные остатки городка "царицы Ольги".

В Изборске, по старым данным, сохранялся легендарный топоним Ольгина Могила (хотя, как известно, княгиня была в 969 году похоронена в Киеве) и ещё топоним Ольгино, преданий о котором не сохранилось. И к западу от Изборска известна была ещё деревня-однодворка Ольгина Роща, о которой также ничего не известно.
Есть ольгинская топонимика и к северу от Пскова. Известно, что в деревне Ольгино Поле в часовне лежит камень-следовик, связываемый с именем княгини Ольги. Ещё севернее - Ольгин Ключ. И дальше памятные места, связываемые с именем Ольги, идут цепочкой вдоль берега Чудского озера и по реке Нарове вплоть до её впадения в Балтийско море. Легенды сообщают, что Ольга с дружинниками бывала на реке Нарове и даже основала там погост Ольгин Крест. Но это тема отдельного долгого рассказа.
Хочу ещё отметить, что у юго-восточного побережья Чудского озера есть древний могильник Залахтовье, где в разное время были раскопаны погребения по обряду сожжения X века, в том числе со скандинавскими вещами и совершённые по скандинавскому погребальному обряду. Место удобное для остановки проплывавших по озеру ладей. Наверняка здесь останавливалась и княгиня Ольга со своими людьми. Преданий только вот не сохранилось.
Есть разрозненные топонимы типа "Ольгино" и на юге Псковской области, но предания там неизвестны, кроме места Великолукской крепости.

Если взять ольгинскую топонимику в целом, то существенно вот что: выделяются три очага репродуктивности, самовоспроизводства этой топонимики - выбутский, псковский и нарвский. Два последние давно уже не функционируют, а вот в Выбутах, на исторической родине княгини Ольги, это любопытное явление имеет место и поныне. Например, когда во время ведения археологических раскопок в начале 90-х гг. прошлого века была открыта в кургане кольцевая каменная обкладка, местные жители тут же окрестили её как "Ольгина Башня". Думаю, что это говорит об устойчивой традиции в народой памяти, которая, как показывают многие примеры, способна осилить временной промежуток и в 1,5 тысячи лет и даже более, донося до нас отзвуки давно прошедших событий.
Надо отметить ещё и то, что южная граница ольгинской топонимики и связанных с ней преданий проходит приблизительно по линии Изборск -Выбуты - Виделебье и далее, очевидно, куда-то к востоку. Мы знаем, что в 947 году княгиня Ольга устанавливала погосты, дани и оброки по рекам Луге, Мете, Поле и "по Ладозе". В этой же связке упоминается и город Псков. Известно также, что в 970 - 980 гг., в правление князя Владимира в Новгороде, его жена Алогия или Олова обладала равными с мужем правами и имела свою собственную дружину и свои источники дохода и податные территории, дань с котрых взимали, соответственно, дружинники княгини, а не князя. Неизвестно, насколько велик был этот земельный феодальный домен Алогии. В.Н. Татищев отметил, что Изборск имел также название Ологиягард. А имя Ология - это почти точно переданное Алогия. Так что, есть основания считать, что домен этот был довольно велик. Известно также по Иоакимовской летописи, что жена Рюрика Эфанда или Сфанда получила "в вено", то есть в качестве свадебного подарка, "...град при море с Ижарою" - территорию очень большую.
Так что есть все основания считать, что и у княгини Ольги был также собственный обширный раннефеодальный домен, где она распоряжалась самостоятельно. В составе этого домена, судя по всему, был и ранний Псков с его округой. Так что отмеченная граница от Изборска до Виделебья могла обозначать также южную границу этого земельного домена. Здесь, на рубеже земель Руси, и был основан княгиней Ольгой раннесредневековый Псков, который затем на протяжении нескольких столетий нёс тяжёлый крест стража русских земель.



 

Rambler's Top100 Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области

2005-2014 © Александр Павлов


Самое интересное: Все об отдыхе в Пушкинских Горах (Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское"): места питания и отдыха, история, карты проездов, организация экскурсий | Топографические карты Псковской земли | Литература о Псковской земле и Древней Руси (электронные копии букинистических изданий) | Новости Пскова |